Высокотехнологичные троечники
В России, которая до сих пор не научилась делать мобильные телефоны и калькуляторы, в последнее время о нанотехнологиях и необходимости технологического прорыва не говорит только ленивый. Об этом я вспомнил вот по какому поводу.
Министерство образования России сейчас проводит конкурс по распределению бюджетных мест между вузами. Уже известно, что в этом году на гуманитарные и экономические специальности количество мест будет заметно сокращено. В то же время места на инженерные специальности предоставляются учебным заведениям практически по принципу "сколько просили – столько и получите".
Такая тенденция наметилась практически сразу после известного заявления главы государства Дмитрия Медведева о том, что "нашим вузам пора прекращать делать бесконечных юристов и экономистов". По мнению Медведева, "у нас их много, слишком много". При этом президент пояснил, что "нам катастрофически не хватает инженеров, специалистов в области точных наук".
В нынешних условиях основная задача, стоящая перед всеми государственными техническими вузами, в общем-то, очевидна: заполнить любыми путями все имеющиеся бюджетные места. Вот и получается, что учебным заведениям приходится принимать едва ли не всех подряд – абитуриентов, набравших в результате сдачи Единого госэкзамена минимальное пороговое значение.
Проще говоря, огромное количество бюджетных мест занимают рядовые троечники, на которых государство возлагает особые надежды. Ведь именно из них и будут готовиться специалисты, в которых, по словам Дмитрия Медведева, так сегодня нуждается Россия. То есть троечники, по замыслу властей, должны будут продвигать информационные технологии, нанотехнологии, отрасль атомной энергетики.
Почему получается, что в технари сейчас зачастую идут далеко не лучшие? Впрочем, уже цитируемый мной президент Медведева сам дал ответ на этот вопрос. "К сожалению, престиж этих профессий за определенные годы очень сильно поблек", - признался глава государства.
Согласен, престиж и вправду катастрофически поблек. И я, будучи еще молодым человеком, прекрасно понимаю, почему многие толковые ребята выбирают не инженерные специальности. Да потому, что они не видят каких-либо определенных перспектив после окончания университета. Человек в провинции может мечтать о трудоустройстве, например, в конструкторское бюро и зарплате 15-20 тысяч рублей.
Но вместо того, чтобы предоставлять гарантии трудоустройства и достойной зарплаты, государство почему-то идет иным путем - чуть ли не силой заталкивает не желающих идти в армию троечников на бюджетные места в технические вузы. Однако такая политика, на мой взгляд, не просто ущербна, она и отчасти аморальна. И вот почему.
Во-первых, ни для кого не секрет, что многие из таких вот технарей-троечников после окончания вуза достаточно быстро "переквалифицируются" в мерчендайзеров и консультантов салонов сотовой связи. И совсем не торопятся участвовать в технологическом прорыве страны.
А теперь – во-вторых. Дело в том, что Министерство образования России установило подушевой норматив – то есть на каждого студента-бюджетника выделяется определенная сумма. При этом, как отмечают представители высшей школы, на студента инженерной специальности этот норматив приблизительно в два раза больше, нежели на студента-гуманитария. Вы прекрасно понимаете, что зачастую речь идет о весьма сомнительных инвестициях.
Вот поэтому что-то подсказывает мне, что в ближайшие годы нам вряд ли стоит ожидать появления отечественных мобильников и калькуляторов. Как мне представляется, ставка государства на троечников – это либо заговор, либо глупость на высшем уровне.

О российских дорогах можно говорить и писать бесконечно долго – как о погоде. Об их стоимости слагают легенды. Говорят, что наши дороги едва ли не самые дорогие в мире. При строительстве внутриобластной трассы мы запросто можем утереть любой скоростной автобан.
Повсюду разбросан щебень и куски рассыпающегося буквально на глазах асфальта. При этом надо понимать, что на ремонт дорог ежегодно выделяются огромные деньги. Несколько лет назад, к примеру, местные власти успешно "проели" почти 500-миллионный федеральный транш. Эти огромные средства были направлены из федерального бюджета как раз на то, чтобы привести ульяновские магистрали в порядок. Однако заасфальтированные магистрали развалились буквально за считанные месяцы. Знакомые в ГИБДД признались: за последние дни аварийность в городе из-за разбитых дорог выросла в разы. Да и сами инспекторы признаются: если видишь, что едет машина и отчаянно виляет, значит, за рулем – трезвый, пытается ямы объехать.
Прежний мэр Ульяновска Александр Пинков, который после отставки был награжден должностью заместителя губернатора, вбивал гигантские средства в замену бордюров и укладку брусчатки. Что видим сейчас? Бордюр крошится, брусчатка вылетает. А ведь еще недавно глава региона Сергей Морозов объяснял непонятливым горожанам: "Почему появляется брусчатка? Для того она и появляется, что весь мир меняет тротуары на брусчатку и считает о том, что это самое важное и самое нужное, самое комфортное средство, чтобы людям удобнее было передвигаться по тротуарам и всем пешеходным зонам".